"Из ям к змеям"
03 мар 2006
На Малой сцене Таганки показали музыкальный спектакль — русскую мелодраму XVIII в. “Орфей”. Возможно, вскоре он станет репертуарным: по косвенным данным, Юрий Петрович Любимов остался доволен. Так или иначе, но эта изобретательная штучка по-своему вписывается в таганские традиции, с их культом условности и радостным купанием в театральной стихии. Хотя никакой протестной ноты не содержит.
Спектакль “Орфей” — продукция музыкального коллектива “Опус Пост”, а поставили его Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская. Давно известно, что “Опус Пост” — не из тех оркестров, кто прилежно трудится в оркестровой яме. Однако цимес в другом: Татьяна Гринденко и ее музыканты — апологеты сакральности, а режиссеры-кукольники из театра “Тень” — виртуозы интеллигентского дуракаваляния, между тем первые играют по правилам, придуманным вторыми. И тем лучше веселят зал, чем с большим пиететом отдаются откровенной травестии, в которую превращено мифологическое произведение драматурга Княжнина и композитора Фомина.
Спектакль длится всего около часа, но за это время объектами радостного вышучивания становятся весьма разные эпохи и пласты мировой культуры.
Помнящие свое кукольное ремесло постановщики одевают ансамбль музыкантов в смешных ангелов с коротенькими ножками (трюк работает блестяще), заставляют их быть играющими и разговаривающими скалами, а в эпилоге делают из них балет чудищ и амфибий. На занавесе временами возникает изящный театр теней. Это травестия барокко.
В сцене укушения Эвридики змеей очаровательная жертва (настоящая балерина Светлана Кувшинова) не забывает о фронтальных позах и крутит пируэты, не смывая с лица улыбки. Это травестия классицизма.
В сцене покорения фурий Орфей (настоящий танцовщик Александр Бабенко) начинает пантомиму с лирой тоже в классическом духе, но имеет успех лишь потому, что уморительно изображает рок-гитариста. Потеряв же Эвридику во второй раз, Орфей выходит на космическую орбиту (тут и мультимедиа), пионеры чеканят речевки в его честь, а вместо музыки Фомина звучит нечто более знакомое нынешнему слушателю. Если учесть еще ссылки на “Корпорацию монстров” в костюмах зверей, то набирается и довольно компромата на масс-культуру — он составляет столь же забавную, хотя и более предсказуемую долю спектакля.
Хор богов исполняем мы, зрители: нам показывают с проектора текст, а Минерва и Зевс нами дирижируют. А это травестия церковной службы — или детской елки, что кому больше нравится.
Веселясь то на одной, то на другой стезе, постановщики так и не наводят фокуса на какую-либо одну смысловую доминанту — предпочитая демонстрировать богатство таланта и выдумки, количество которой зашкаливает за любые концептуальные рамки. А также за рамки традиционных театральных профессий. Не поспоришь, здорово, что в “Орфее” балетные декламируют текст (и великолепно), не уставая танцевать, скрипачи расхаживают гусиным шагом, не переставая играть (музыка от этого, правда, порой страдает), зрители распевают приговор герою, а змея, которой мало Эвридики, кусает за ногу Татьяну Гринденко.
Спектакль “Орфей” — продукция музыкального коллектива “Опус Пост”, а поставили его Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская. Давно известно, что “Опус Пост” — не из тех оркестров, кто прилежно трудится в оркестровой яме. Однако цимес в другом: Татьяна Гринденко и ее музыканты — апологеты сакральности, а режиссеры-кукольники из театра “Тень” — виртуозы интеллигентского дуракаваляния, между тем первые играют по правилам, придуманным вторыми. И тем лучше веселят зал, чем с большим пиететом отдаются откровенной травестии, в которую превращено мифологическое произведение драматурга Княжнина и композитора Фомина.
Спектакль длится всего около часа, но за это время объектами радостного вышучивания становятся весьма разные эпохи и пласты мировой культуры.
Помнящие свое кукольное ремесло постановщики одевают ансамбль музыкантов в смешных ангелов с коротенькими ножками (трюк работает блестяще), заставляют их быть играющими и разговаривающими скалами, а в эпилоге делают из них балет чудищ и амфибий. На занавесе временами возникает изящный театр теней. Это травестия барокко.
В сцене укушения Эвридики змеей очаровательная жертва (настоящая балерина Светлана Кувшинова) не забывает о фронтальных позах и крутит пируэты, не смывая с лица улыбки. Это травестия классицизма.
В сцене покорения фурий Орфей (настоящий танцовщик Александр Бабенко) начинает пантомиму с лирой тоже в классическом духе, но имеет успех лишь потому, что уморительно изображает рок-гитариста. Потеряв же Эвридику во второй раз, Орфей выходит на космическую орбиту (тут и мультимедиа), пионеры чеканят речевки в его честь, а вместо музыки Фомина звучит нечто более знакомое нынешнему слушателю. Если учесть еще ссылки на “Корпорацию монстров” в костюмах зверей, то набирается и довольно компромата на масс-культуру — он составляет столь же забавную, хотя и более предсказуемую долю спектакля.
Хор богов исполняем мы, зрители: нам показывают с проектора текст, а Минерва и Зевс нами дирижируют. А это травестия церковной службы — или детской елки, что кому больше нравится.
Веселясь то на одной, то на другой стезе, постановщики так и не наводят фокуса на какую-либо одну смысловую доминанту — предпочитая демонстрировать богатство таланта и выдумки, количество которой зашкаливает за любые концептуальные рамки. А также за рамки традиционных театральных профессий. Не поспоришь, здорово, что в “Орфее” балетные декламируют текст (и великолепно), не уставая танцевать, скрипачи расхаживают гусиным шагом, не переставая играть (музыка от этого, правда, порой страдает), зрители распевают приговор герою, а змея, которой мало Эвридики, кусает за ногу Татьяну Гринденко.
Ведомости №37 (1564)
Петр Поспелов
Петр Поспелов