Пресса

Мистер Икс снимает маску. В Московской оперетте вновь идет шедевр Кальмана

07 июл 2008
Мистер Икс снимает маску. В Московской оперетте вновь идет шедевр Кальмана
Так впрямую и не откликнувшись на юбилей Имре Кальмана, Московская оперетта полгода спустя после самой даты, и не подчеркивая специально этого момента, все же воздала дань, пожалуй, наиболее популярному в России классику жанра. В отличие от Петербурга, здесь не стали браться за редкие названия, предпочтя сделать новую сценическую версию одной из самых популярных оперетт, "Принцессы цирка", лишь недавно сошедшей с афиш. Теперь она вернулась под другим, более харизматичным названием - "Мистер Икс". Не только для того, чтобы подчеркнуть: речь идет о другом, новом спектакле. "Принцесса цирка" - название притягательное для постоянной опереточной аудитории, которой с годами становится меньше. Широкой же публике, редко бывающей в театре, но не раз смотревшей по телевизору знаменитый фильм с Георгом Отсом, "Мистер Икс" говорит несравненно больше.

Видя на афише имя Инары Гулиевой в качестве не только режиссера-постановщика, но и соавтора пьесы, можно было предположить две вещи: нас ждут некие неожиданные повороты известного сюжета и характеров персонажей, однако сам спектакль будет при этом в основе своей вполне традиционным. Последнее в общем-то и оправдалось. Да, впрочем, и в новой редакции пьесы не оказалось почти ничего такого уж особенно неожиданного. Разве только несколько иными стали отношения мадам Каролины и Пеликана, в финале приводящие их к бракосочетанию. Да сам заглавный герой лишился какой бы то ни было предыстории и биографии. Спору нет, все эти истории о дядюшке и племяннике чересчур мелодраматичны. Однако в результате полного отказа от них возникла определенная неувязка: у снявшего маску Мистера Икса не оказалось даже собственного имени и ему пришлось оставить за собой придуманное бароном с целью розыгрыша. А впрочем, кто у нас обращает внимание на подобные мелочи в оперетте?

В целом, в нынешнем "Мистере Иксе", сравнительно с не столь давней "Сильвой" той же Гулиевой, значительно меньше вольностей относительно канонической версии оперетты Кальмана. Вместе с тем, одна из главных тенденций, присутствовавших в "Сильве" - едва ли не полное искоренение мелодраматизма, а с ним и драматизма вообще, - здесь просматривается столь же отчетливо. Дескать, в оперетте должно быть весело. С этим странно было бы спорить, однако не менее справедливо и другое: сила Кальмана состоит именно в неразрывном переплетении легкой комедии и мелодрамы, пусть и со счастливым финалом. В музыке звучат настоящие чувства и страдания. Кто не плакал, глядя того старого "Мистера Икса" с Георгом Отсом, пусть даже в двадцатый раз, прекрасно зная, что все окончится благополучно? Здесь же это невозможно в принципе. Любой эпизод, где в музыке и тексте есть хотя бы малейший намек на драматизм, немедленно остраняется режиссером совместно с балетмейстером Борисом Барановским. Понятно, что страдания героя не вызовут сочувственного отклика зала, с увлечением наблюдающего в это время за прыжками и кульбитами Пьеро (отличная, кстати, пластическая работа Александра Бабенко) и других цирковых актеров. И это не просчет режиссера, а вполне сознательная тенденция: долой все серьезное с опереточных подмостков. Но Кальман - это все-таки не Оффенбах (у которого, впрочем, тоже есть не только "Орфей в аду" с "Парижской жизнью", но еще, к примеру, и "Перикола") и не Штраус. Стричь под некую общую гребенку все, что называется опереттой, вряд ли продуктивно. Хотя так, по единому шаблону, работать, конечно, легче...

В итоге, однако, получился достаточно добротный спектакль, с неким даже намеком на стиль (хоть и усредненный), в чем немалая заслуга принадлежит художникам Игорю Нежному и Татьяне Тулубьевой. Инара Гулиева, при всех отмеченных издержках, сумела не только удержаться от соблазна вывернуть наизнанку популярное произведение, но и избежать совсем уж откровенной рутины, создав в целом вполне жизнеспособное зрелище. Успех которого определяется, прежде всего, исполнителями основных ролей, как, собственно, и должно быть в оперетте.

Несомненной удачей стал дебют в заглавной роли Максима Катырева (лауреата прошлогоднего конкурса Герарда Васильева, где он получил вторую премию и приз критики), чей красивый лирический баритон превосходно подходит для этой партии. При этом он хорошо смотрелся, вполне органично чувствуя себя на сцене, естественно переходил от пения к разговору, что не всегда удается и более опытным артистам. Словом, театр можно поздравить с появлением настоящего героя для классических оперетт, какого так не хватало в последнее время.

Маститая Елена Зайцева (Теодора Вердье), как всегда, убеждала всем своим вокально-актерским комплексом. Хороши были Александр Каминский (Тони) и Юлия Гончарова (Мари), Марина Коледова (Каролина) и Александр Маркелов (Пеликан), хотя эта последняя пара подчас несколько переигрывала. Да и реплики в духе телешоу далеко не всегда оказывались уместны.

Трудно признать вполне удачным дебют в новом амплуа Юрия Веденеева, который играет здесь... Барона де Кревельяка. Очевидно, после успеха в роли Ферри в "Сильве" Гулиева решила попробовать его еще в одной возрастной роли. Однако если Ферри - персонажу отнюдь не отрицательному и не комическому - имидж бывшего героя даже впору, то здесь все несколько иначе. Актерское обаяние Веденеева ни в коей мере не отрицательное, и его барон оказывается вальяжным и вполне безобидным, что не соответствует характеру этого главного интригана.

Отметим в заключение, что оркестр под управлением Алексея Ходорченкова звучит хоть и не всегда синхронно с солистами и хором, но все же по большей части довольно пристойно. И в общем, для нынешней ситуации с классической опереттой в Москве, эту работу театра можно признать почти удачей. В труппу влились свежие силы - теперь главное, чтобы им и дальше было, в чем себя проявить.

Дмитрий Морозов
Фото Анны Клюшкиной

Газета «КУЛЬТУРА»
№27 (7640) 17 июля - 23 июля 2008г.

Смотрите также: