Пресса

"Талант от Бога"

03 мая 2009
"Талант от Бога"

Наши встречи

Талант от Бога

 В этот раз я побывала в гостях у человека, чья жизнь связана с танцем, музыкой и театром. Передо мной  сидит красивый мужчина, с открытым  тёплым взглядом. Его голос звучит спокойно и рассудительно. Александр Бабенко – солист балета и солист-вокалист театра «Московская Оперетта», человек дарящий правду на сцене и в жизни, человек, который умеет создавать удивительные образы и полностью отдавать себя работе и зрителю. Александр окончил Одесскую хореографическую школу, Кишиневское музыкально-хореографическое училище.  Далее получил образование по специальностям «актер драматического театра и кино»  и «режиссёр драмы» в Екатеринбургском государственном театральном институте. В нём потрясающе сочетаются такие качества, как испепеляющее упорство и врожденная интеллигентность, одухотворенность.

 

- Жители г. Пушкино посещают театр «Московская Оперетта» и говорят о том, что детям, да и взрослым тоже, полюбился Маугли именно в Вашем исполнении. Быстрый, живой, трогательный. «Настоящий Тарзан», - как говорит мой сын. Есть ли в этом персонаже что-то от Вас самого?

- Конечно (улыбается). В каждом персонаже, которого играет актер, есть очень много от него самого. Мы примеряем на себя образ, как одежду. Ищем, чтобы эта одежда нам подходила. Даже если она и не сразу подходит, её можно ушить, подогнать. Так и роль, она «надевается»,  и мы понимаем как этот персонаж должен действовать.

- Вы получили за роль Маугли  театральные награды «Золотая маска» и «Золотой Витязь» Вы были к этому готовы или это стало полнейшей неожиданностью?

- И, да и нет. В такие моменты вообще сложно сказать, что ты чувствуешь. Конечно, я на это надеялся, конечно, мне хотелось. Я ведь уже был номинирован. Для артиста всегда очень важно поощрение. Это стимул  к работе. Мы порой уходим в неё с головой, так глубоко, что приходиться многим жертвовать. В эти дни близкие люди нас вообще не видят. Когда происходит процесс создания роли, образа, спектакля.., какая тут может быть личная жизнь! Очень многое кладется на алтарь этой профессии, и самое важное для артиста, когда есть отдача. Даже если это только аплодисменты после спектакля! Приятно, когда люди подходят и говорят: «Нам очень понравилось». Вот что самое главное. Не будь зрителя, наша профессия потеряла бы всякий смысл. Вообще театр для меня — прежде всего сказка, в которую мы верим сами и втягиваем зрителей, приглашаем соучаствовать в ней, хоть немного уходить от действительности, хоть не надолго возвращаться в детство, учиться не совершать ошибок, глядя со стороны на отрицательных героев и т.д. и т.п.

- Как получилось так, что Вы стали работать в театре «Московская Оперетта»?

- Сначала я был принят в балетную труппу мюзикла «Метро», а позже меня пригласили и в сам театр. А до этого дня был пройден долгий творческий путь. Начался он в моём родном и любимом городе Одесса, где я работал в театре оперы и балета, театре Музкомедии им. М.Г. Водяного, ансамблях народного танца и т.д. В 1998г. я уехал по приглашению в театр оперетты Урала в город Новоуральск, параллельно с работой учился в Екатеринбургском государственном театральном институте который закончил дважды у профессора актерского мастерства и режиссуры, заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Анисимова.  Восемь лет отданы постижению новой профессии, в которой, я очень надеюсь, Господь благословит реализовать накопленные планы и идеи.

- В некоторых интервью Вы говорили о том, что было сложно сыграть роль Смерти в спектакле «Ромео и Джульетта». Как Вам удалось так потрясающе справиться с этим?

- Это долгая история. Сейчас придется встревожить свою память. Тяжело, когда такие роли уходят. Что-то нам дано играть чуть ли не всю жизнь, какую-нибудь хорошую любимую роль, а есть роли, которые уходят очень быстро. Роль Смерти, конечно, не так быстро ушла от меня. С одной стороны, два года это срок и можно вдоволь наиграться, а с другой стороны, они пролетели так, будто прошло всего два дня. Естественно, Смерть на сцене сыграть безумно сложно. Работа над ролью происходила мучительно и тяжело. Сложность, помимо всего прочего, была еще и в том, что на 70 процентов роль была запрограммирована режиссёром Редой Бентефором как импровизация (в заданных рамках и стиле соответственно). По заветам своего мастера, своих педагогов, я шел по тому пути, который уже давно проложен нашими предшественниками. Я прочёл много из того, что связано с образом Смерти в русской, мировой, в православной литературе, смотрел фильмы, в которых так или иначе представлен этот образ, и т.д. и т.п.

- Сейчас Вы пробуете себя в роли режиссера-постановщика. Конечно же,  хочется поговорить о Вашем авторском проекте «Дар-ветер». Постановка необычная, на стихи Дмитрия Бозина. Как Вы подбирали команду для этого проекта?

- На самом деле,  когда собирается любая команда, то в итоге  понимаешь, что её собирал Господь, а не мы. Как-то люди, все те, кто нужны друг другу, они оказываются в нужное время, в нужном месте. Потом, мы же все присматриваемся друг к другу по жизни, и я вижу, с кем бы я хотел работать, а с кем нет. Но на момент начала создания проекта не всегда режиссёру везёт выбирать тех, кто ему нужен. Поэтому везение для постановщика в создании правильного коллектива зависит только от воли Божьей. Я всегда молюсь в такие моменты и прошу Господа о помощи. Не так много людей занято в спектакле «Дар-ветер», но все они близкие мне по духу люди которым я доверяю, и которые верят в меня. Мы любим то, что делаем – а это самое главное. Хочется сказать слова благодарности Департаменту Культуры г. Москвы за поддержку этой необычной идеи и ещё особенно поблагодарить директора Центрального Дома Работников Искусств Погорелову Энгелису Георгиевну за помощь в создании нашего спектакля. Ближайший показ проекта «Дар-ветер» на сцене ЦДРИ мы планируем 1 июня. Я приглашаю жителей вашего города к нам на спектакль и Вас тоже вместе с сыном Никитой в обязательном порядке.

- Планируете следующий авторский проект? Есть какие-то новые определенные задумки?

- Если Бог даст, то выйдет в свет спектакль «Паганини», я ни сколько не сомневаюсь в том, что он привлечет внимание широкой публики, даже только потому, что это Паганини. Но кроме этого для зрителя там приготовлено не мало сюрпризов. Идея создания спектакля пошла от моего мастера Вячеслава Анисимова, он написал потрясающую поэму,  и я уже ставил её в институте, и ею защитил диплом режиссера. Но на реализацию проекта в том объеме, в котором она задумана для столичной сцены, мне необходимы огромные средства, а в наше время их очень не просто найти. А пока ближайший проект, которым я планирую заняться это постановка малобюджетного спектакля «Мцыри» по одноимённой поэме Михаила Юрьевича Лермонтова. И, конечно же, я снова надеюсь на поддержку Департамента Культуры и Центрального Дома Работников Искусств.

- У нас в городе есть  молодой музыкальный театр, который пробует работать в жанре оперетты.   Ставятся интересные постановки. Как Вы думаете, есть ли будущее у театров Подмосковья, у провинциальных театров?

- Верю что да! Мне бы очень хотелось, чтобы это будущее наступило как можно быстрее. На самом деле всё зависит от финансирования. Я надеюсь, что правительство в скором времени обратит своё  внимание на культуру в должном объёме. Искусство, также как и веру православную, нужно всячески поддерживать - это очень важно, потому что нацию нужно воспитывать, облагораживать, одухотворять. И кто будет это делать, если не театр и церковь?!  

 

- Сейчас многих молодых людей в нашем городе привлекает несколько танцевальных направлений: go-go и брейк-данс. Чтобы Вы могли пожелать тем ребятам, которые решили связать свою жизнь с танцем?

- Уважаю, стиль брейк-данс и хип-хоп, то, что делают представители этих направлений - меня приводит в неподдельный восторг, потому что я так не умею. Мне очень нравится, как люди владеют своим телом, как выполняют сложнейшие трюки. Сегодня это популярно, в духе времени. Что можно пожелать им? Пусть ребята  занимаются, ничего плохого в этом нет. Танец это спорт, а спорт это здоровье и гораздо лучше танцевать, чем шляться по улицам, и ничего не делать. Пусть только не забывают учиться и читать умные книги. А родители главным образом обязаны правильно воспитать своих детей, научить всем премудростям жизни, предупредить об опасности, тогда они будут жить правильно. Ребенок с детства должен бояться греха, понимать, что наркотики, сигареты и алкоголь - это враги и многое - многое другое.

- Вы умеете отдыхать? Как проводите свободное время?

- Я стараюсь как можно больше времени уделять своей семье, ведь из – за работы, как я уже говорил, мы порой по долгу можем не видеться. И я очень благодарен своей жене Светочке за её терпение, понимание и любовь.

- Вам приходилось  преодолевать себя?  Скажите, что нужно сделать, чтобы не сломаться в трудный момент жизни?

-  Чтобы не сломаться, нужно верить в Бога. В 19 лет у меня была серьезная травма спины. Когда я оказался на самом дне своей болезни, то сразу понял, по каким причинам многие люди спиваются или кончают жизнь самоубийством. Тогда я впервые ощутил в полной мере, что жизнь – это не цветочки и пришлось учиться воспринимать её такой, какая она есть. Практически у всех артистов балета случаются травмы, если не физические, то психологические, но они неизбежны в этой профессии. И только верой в Бога, молитвами, святым причастием мне удалось выжить и восстановиться. А ещё, Слава Богу, нашлись добрые люди, которые во многом помогли мне. После этого я понял кто мне настоящий друг, а кто только им называется.

- Какой бы человек в толпе привлек Ваше внимание?

- Я всегда со вниманием смотрю на окружающих меня людей. Мне интересно наблюдать за ними. Более других привлекают внимание красивые и одновременно умные люди. Мне с детства нравилась фраза: «Красота спасёт мир». С каждым годом я понимаю её всё глубже и более философски. Хотя красота – понятие субъективное. Главное чтобы человек сам ощущал себя красивым, как сказал А. П. Чехов, в человеке должно быть всё красиво: и тело и душа и мысли. А ещё я очень восхищаюсь образом настоящей русской женщины – матери, каких каждый день можно встретить на своём пути в длинных платьях с  платочками на голове. Труженицы, молитвенницы за Святую Русь, неустанно трудящиеся, как дома, так и на работе. Настоящий образец чистоты и целомудрия.

-  Ваш родной город Одесса, город великих православных святынь. В каком храме Вы бываете, когда приезжаете?

- Люблю ходить в мужской монастырь «Успения Богородицы» на 16-й станции Большого фонтана, он находится прямо у моря. Воистину райское место.

- Скоро Пасха, главное событие года для православных христиан. Соблюдаете ли Вы пост в течение всех дней? Что для Вас вера?

- Я соблюдаю посты, все четыре. Сейчас идет Великий пост, который длится 7 недель. Ну, конечно же, я стараюсь соблюдать пост по всем правилам. Но честно скажу, не всегда удаётся, потому что часто бывают гастроли, и иногда сложно себе предоставить тот рацион питания, который соответствует этим правилам. Батюшки говорят, что пост не создан для того, чтобы довести себя до изнеможения. Вот если у нас есть выбор, а мы едим скоромную пищу в пост, тогда  это грех.  Но соблюдение поста это ведь не только ограничение в пище, это ограничение праздности, посещение всех богослужений, чтение псалмов и канонов и многое другое. Мне все эти правила тоже не всегда удаётся соблюсти. Позволяю, конечно, иногда себе какие-то человеческие слабости, потом за себя стыдно (улыбается), но стараюсь бороться с искушениями молитвами и всё тем же постом. Вера для меня неотъемлемая часть жизни и действий: что мы делаем, что мы говорим, думаем, в том числе, что создаем, как относимся к людям. Умение видеть свои грехи, умение исправлять свои ошибки. То есть вера – не свод законов, а как бы формула, которая помогает нам правильно жить и служить людям, а значит и Богу. Это в сущности одно и тоже. Служение людям – есть служение Богу. Вера помогает нам выбирать правильный путь, потому что часто мы заблуждаемся. Вера подсказывает, учит и наставляет здесь сомневаться уже грешно.

- Как вы празднуете Пасху?

- Конечно же, стараюсь (если у меня нет на утро спектакля) всё ночное бдение отстоять и встретить праздник в храме, и вместе со всеми глаголить: «Христос, Воскресе! Воистину Воскресе!»

- У вас на утро на столе есть пасха и кулич?

- Обязательно.

- Вы готовите это всё сами?

- Нет. Мама с бабушкой присылают из Одессы, а если есть возможность поехать домой в Одессу -  это счастье. Мы вместе с родителями и бабушкой  стоим в храме всю ночную службу. А когда отстоишь всю ночь, душа так радуется, как – будто бы она  в раю. И совершенно по-другому себя чувствуешь и всецело ощущаешь праздник.

- Спасибо, Александр, за интересную и живую беседу.

 

Наша разговор закончился, и мне стало немного грустно, что нужно покидать уютные стены любимого театра и этого человека напротив, который рассказал о части своей жизни. О ее малой части, но живо, открыто, без ложного кокетства. Хочется пожелать Александру Бабенко дальнейших успехов, новых премьер и

творческих идей.

 

Мария Снегирева

Межмуниципальная Газета Пушкинского района "МАЯК"

24.04.2009г.