Пресса

"Вариации на гастрольные темы"

06 нояб 2000
Этот театральный коллектив — наш сосед, существует он в городе, который ныне называ­ется Новоуральск, имеет почти полувековую историю. Многие актеры, в свое время работав­шие на сцене театра, сегодня широко известны. Римма Анто­нова, Эдуард Жердер, Юрий Чернов — популярные масте­ра Екатеринбургского академи­ческого театра музыкальной комедии.

Новоуральцы нежно любят свой музыкальный театр. Он красив, ухожен, а актеры хоро­шие здесь были во все време­на.. Объективности ради необ­ходимо сказать, что причиной тому часто бывало относитель­ное материальное благополу­чие. Город-то ведь особый, «закрытый». Но все-таки уро­вень творческой жизни любого коллектива определяет един­ственное: пульс истинного ис­кусства.

В Екатеринбург новоуральцы привезли девять названий свое­го репертуара, что само по себе уже впечатляет. В афише были и классика — «Цыганский барон», и детские спектакли, и даже балет... Попробуем по­говорить всего о двух спектак­лях — музыкальной комедии

«Ах, высший свет!..» и всена­родно любимой «Тетке Чарлея». В этих двух работах, от­крывавших гастрольную дека­ду, просматривались черты, как нам показалось, творческо­го лица театра.

«Ах, высший свет!..» — ко­медия по мотивам знаменито­го мольеровского «Мещанина во дворянстве». Авторы произ­ведения — опытные компози­тор Г.Гладков, драматурги В.Константинов и Б.Рацер. Все это крепко сбито, однако ори­гинальными, свежими ходами — ни музыкальными, ни тем более литературными — не отличается. В спектакле (поста­новщики — режиссер В.Боро­дин и дирижер В.Янковский) две актерские работы заслу­живают самых добрых слов.

В первую очередь это сам господин Журден — Юрий Мыльников. Этого актера — по крайней мере театралы — должны помнить. Он выпускник свердловского вуза и в свое время работал на сцене Екате­ринбургской музыкальной ко­медии. Отличают его сценичес­кая культура, хорошая дикция — вещь сегодня не так уж час­то встречающаяся, и мягкий, доброго вкуса юмор.

Ю. Мыльников относится к ведущим актерам театра. Ря­дом же с ним на сцене представитель совсем молодого по­коления. Это Александр Бабенко в роли слуги Ковьеля. Слуга — любимый персонаж Мольера, именно он плетет интригу сюжета, разоблачая в глазах Журдена никчемных аристок­ратов — Доранта и Доримену. А.Бабенко щедро наделен при­родой. Надо просто видеть, как он двигается, как танцует. Вот уж поистине тот случай, когда «частица черта» живет в плас­тике, в каждом жесте. И все это убедительно ложится на образ, на характер. Его Ковь­ель не ходит, а как бы летает, закручивает незамысловатые,,: сплетения истории, и все лука-1 во, играючи.

Еще одна молодая «звездоч­ка» новоуральцев — Эдуард Мартынюк появляется в бене­фисной роли Бабса в спектакле «Тетка Чарлея». В театре он всего второй сезон, но его уже запомнили в Екатеринбурге по разовым концертным выступле­ниям новоуральского театра. И есть за что! Молодой артист обладает заразительным обая­нием, он музыкален и тоже превосходно танцует. Бабе изя­щен, неожиданно застенчив, и в общем-то его женские пере­воплощения — просто спек­такль озорной молодости, ко­торый он и играет соответственно весело и не очень се­рьезно.

Но в «Тетке Чарлея» (спек­такль поставил опытный актер 8.Сердюков) возникает пробле­ма, явно больная для театра, — это проблема режиссуры. Ка­жется, «Тетку Чарпея» невоз­можно сыграть скучно, а перед нами тот редкий случай, когда подобное произошло. По сути весь спектакль,— цепочка кон­цертных номеров Бабса, кото­рые он честно и отрабатывает. Все остальное может быть, а может.и не быть, потому что составляет лишь некий слабо намеченный фон. Конечно, про­блемы режиссуры — беда не только одного именно этого театра, а беда жанра в целом, но если это что-то и объясняет, то вряд ли оправдывает, ведь каждый актер живет-то на сце­не только сегодня.

Даже работа молодых Бабенко и Мартынюка (а очень хоте­лось бы, чтобы их творческое развитие шло по восходящей) тоже внушает определенное опасение. Ведь мастерствo может прийти только если будет высок уровень художественных задач. Эксплуатация типажных данных привлекательна, но молодость, увы, быстро уходит. Вообще сегодня афиша новоуральцев— этакая пестрая смесь существующих рядом, скажем, вполне профессионального спектакля «Ах высший свет!..» и уже явно отжившего свой век «Бабьего бунта» — музыкальной коме­дии, состоящей из шлягеров Евгения Птичкина. И было ис­кренне жаль прекрасного пев­ца Василия Овчарова, который давно перерос шолоховского Николку...

По доброй традиции имение этого театра у новоуральцев был всегда хороший балет, вы­пестованный еще таким мастером-балетмейстером, как Александр Хорст. И сегодня балет заметен 8 каждом спек­такле. 3 праздничном же боль­шом концерте, который завер­шал гастроли, артисты балета блистали самыми разноплано­выми по настроению номера­ми, ярким, прямо-таки завид­ным артистизмом.

Вообще этот концерт убеди­тельно подтвердил творческий потенциал театра. Не хотелось бы перечислять фамилии, их пришлось бы назвать достаточ­но много, но самые теплые зрительские аплодисменты екатеринбуржцев говорили о том, что любовь завоевана.

Так что осталось спокойно разобраться в своих твор­ческих плюсах и минусах и попытаться, чтобы вторых было меньше. А мы будем ждать новых встреч, мы же соседи!

Уральский рабочий
Алла Лапина