Пресса

«Орфей» на фестивале «Таймырский кактус»

22 мая 2007
«Орфей» на фестивале «Таймырский кактус»

Татьяна Гринденко. «Академия старинной музыки» и ансамбль OPUS-POSTH

Татьяна Гринденко является исключительным явлением современной русской скрипичной школы. Солистка Мос­ковской государственной академической филармонии, Народная артистка России, лауреат Государственной премии. Окончила Московскую консерваторию и аспирантуру (класс профессора Ю. И. Янкелевича). Ее партнерами в разное время становились К.Кондрашин, Е.Мравинский, Г.Рождественский, Ю.Темирканов, К.Мазур, В.Федосеев, Ю.Башмет, М.Ростропович и многие другие крупные музыканты современности. Возникновение ансамбля «Академия старинной музыки» в 1982 году - итог долгой совместной работы Татьяны Гринденко и Алексея Любимова в области старинной музыки. Это был первый коллектив в Советском Союзе, использующий принципиально новый подход к исполнению музыки, основанный на аутентике. В короткое время коллектив получил широкое признание и стал неизменным участником престижных фестивалей стариной музыки по всему миру.

В 1999 году на базе ансамбля «Академия старинной музыки» специально для осуществления проекта "Новое сакральное пространство" композитора Владимира Мартынова, Татьяна Гринденко создает ансамбль OPUS-POSTH. Суть концепции - это осознание необратимости крушения фундаментальных принципов композиторской музыки и рождение нового пространства музицирования.

OPUS-POSTH. (сокращенное от posthunum - в смысле «после-авторский») обозначает не только посмертную публикацию произведения, но и новый тип «пост-опусной», «посткомпозиторской» музыки, цель которой - не выражение и переживание реальности, но пребывание в ней, где «контекст» иной раз становится важнее, чем сам «текст».

Музыканты стремятся преодолеть замкнутую структуру концерта, вводят в свое исполнение элементы театра, живописи, поэзии. Идея «перекрестья культур», поиски точки их пересечения вызвали интерес и желание присо­единиться к этому творческому процессу у представителей разных видов искусств. Сегодня с ансамблем OPUS-POSTH работают художники: Ф.Инфанте, В.Колейчук, А.Колейчук, А.Романова, Т.Ян; поэты Д.А.Пригов, Л.Рубинштейн, В.Коваль и многие другие; крупнейшие режиссеры - Анатолий Васильев, Юрий Любимов, Илья Эпельбаум, рок-группа «АукцЫон».

Ансамблем Татьяны Гринденко совместно с ведущими художниками видеоарта и поэтами были осуществлены мультимедийные проекты; "Бах-2000", "Ночь в Галиции", "Времена года", "Русско-немецкий Реквием", "Игры Ангелов и людей", "Песня песней", «Зимы не будет» (с группой «Аукцыон»), «Страсти по Орфею» (номинант пре­мии «Золотая маска» 2006г.), «Сингапур po-russki».

На фестивале «Таймырский кактус» коллектив представит две концертные программы и постановку первой музыкальной драмы Е.Фомина «Орфей», выступив в качестве «Академии старинной музыки», в одном случае, и OPUS-POSTH, в другом.


ОРФЕЙ.Музыкальная драма русского композитора Евстигнея Фомина (1761-1800). Спектакль-акция. Ансамбль OPUS POSTH и театр «Тень»

Исполненный в 1800 году «Орфей» стал провозвестником русской оперы.

Спустя 200 лет «виртуозы интеллигентного дуракаваляния» Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская (неодно­кратно отмечены премией «Золотая маска») и «апологеты сакральности» Татьяна Гринденко с ансамблем OPUS POSTH открывают постановкой «Орфея» новое направление в современной музыкальной и постановочной куль­туре.

В основе акции - древнегреческий миф о силе и слабости человеческой любви, способной изменить даже пред­начертания судьбы. Литературная часть - оригинальные тексты древнего мифа в переводе Княжнина (XVIII век). Музыкальная часть базируется на материалах первого опыта наивного русского мистицизма Евстигнея Фомина. Игра стилей и жанров, микст культур и яркий язык, сочетающий иронию и разнообразие постановочных средств, от кукол, танцевальной пластики и теневого театра до проекционной техники делает спектакль мощным культурным переживанием.

Балетные танцоры декламируют текст, серьезные музыканты выходят на сцену то в крылышках и пуантах на рахитичных ножках, то в костюмах чудищ (отсылка к «Корпорации монстров»), зрители исполняют партию хора Богов под караоке, а соло Орфея на кифаре переходит в хард-рок-концерт а-ля Джимми Хендрикс с пере­кусыванием струн на финальных пассажах.

Постановка, кроме канвы знаменитого античного сюжета, насыщена и современными аллюзиями, толкование которых во многом зависит от самого зрителя. Спектакль номинирован на премию «Золотая маска».

Смотрите также: