Пресса

"ДАР - ВЕТЕР" Посланец из космоса

01 июн 2008
"ДАР - ВЕТЕР" Посланец из космоса
Редко кто из постанов­щиков-неофитов от­крыто опирается на тра­диции, еще реже — созна­ется в преемственности. Но именно этим счастли­вым исключением стала первая большая режис­серская работа лауреата «Золотой маски», актера и танцовщика Александра Бабенко.

Его спектакль «Дар-ветер» вобрал в себя мно­гие знаковые признаки театральной системнос­ти. Его стилистика мно­гомерна и синтетична по форме. Пластика спон­танно-танцевальная и вместе с тем — уже обрет­шая выверенность клас­сических па.В актерской манере исполнителей тесно переплетены импровизация и точное следование обязательным обрядовым сюжетам.

«Дар-ветер» — спектакль-притча. Ее главный ге­рой — Дар-ветер, посланец из космоса, затеявший не­винную игру-эксперимент по созданию существ по образу и подобию своему. Дар-ветер приходит из ни­откуда — из глубин проецируемой на сценический экран вселенной: то сжимающейся до размеров звез­ды в предвзрывном состоянии, то раскручивающей­ся спиралью на многие и многие миллионы километ­ров иных миров (компьютерная графика — Виталий Зюльков). Словно человек-паук Дар-ветер пробира­ется по подпотолочной сетке-паутине (почти цирко­вой трюк поставлен обладателем «Золотого клоуна» в Монте-Карло Юрием Осиповым).

Спектакль во многом опирается на уникальные возможности исполнителя заглавной роли — Дмит­рия Бозина, ведущего актера «Театра Романа Вик-тюка» («Рогатка», «Философия в будуаре», «Осен­ние скрипки», «Соломея», «Заводной апельсин», «Пробуждение весны», «Рудольф Нуриев», «Дон Жуан», «Мастер и Маргарита», «Сон в летнюю ночь», «Мою жену зовут Морис», «Неотразимая женщина, живущая в нас», «Служанки» и другие спектакли). Харизматичный Бозин наделен той артистической универсальностью, в которой присутствуют все ком­поненты звездности — прекрасная внешность, выра­зительность исполнительской манеры и интонаций, пластичность и покоряющее обаяние...

Дар-ветер — существо мифологическое и нео­днозначное. Его черное одеяние отчасти сродни костюму героя комикса, из года в год спасающего вы­думанный город или все человечество, но одновре­менно оно истерто, как одеяние пилигрима, вечно­го странника в поисках истины и справедливости. Художник постановщик Максим Обрезков (костюмы изготовлены под руководством Глеба Винокурова). Дар-ветер созидает жизнь в отдельно взятом уголке космоса, но не готов к последствиям ее развития — дети перерастают отца, изгоняют его и в конце концов созданные нести благо сеют смерть вокруг себя. Дар-ветер осознает, что ошибся, но го­тов повторить свой эксперимент. Дмитрий Бозин буквально царит на сцене, он не позволяет отвлечь­ся зрительскому вниманию, он собран, эффектен и убедителен в каждом своем жесте.

Еще одна ипостась редкого творческого дара Дмитрия Бозина — поэзия — становится неотъем­лемой частью содержательной стороны спектакля. Сюжет «Дар-ветра» приподнимается над прозаи­ческой моралью истории, повествующей об отно­шении отцов и детей, и превращается в почти биб­лейскую легенду о Творце и его созданиях, опира­ясь исключительно на стихи Дмитрия Бозина. Раз­нообразные по ритмике, индивидуальные по мело­дике, изобилующие сложными, объемными мета­форами, насыщенные аллитерациями и чем-то не­уловимо напоминающие стилистику русского Се­ребряного века с ее мистикой и пронзительной ли­рикой. Красота и своеобычность этих стихов в со­четании с неповторимой актерской интонацией создают на сцене удивительную возвышенную ат­мосферу.

Артистическое и поэтическое «я» Дмитрия Бо-зина вполне соответствует постановочным принци­пам режиссера Александра Бабенко, заметной пер­соны на столичном театральном Олимпе. Москва впервые разглядела его в роли слуги в мюзикле «По­лоумный Журден» Геннадия Гладкова. Спектакль из «закрытого» уральского города, показанный не­сколько лет назад на очередной «Золотой маске», особых восторгов у критиков не вызвал. Но Бабен­ко заметили, через год он получил приглашение в труппу столичной оперетты, пока еще только в ба­летную. И одновременно мы увидели его в спектак­лях «Русского балета», где он блестяще сыграл, станцевал самого Нуриева в проекте «Нуриев и ни­чего кроме...», прошедшем на сцене МХАТ имени А.П. Чехова.

Вскоре Бабенко пригласили и на одну из сольных партий в проекте Нины Ананиашвили в балете «Ди-бюк и Леа» в постановке Алексея Ратманского. По­том — заглавная роль в спектакле «Орфей» в музы­кальном проекте режиссера Ильи Эпельбаума на му­зыку Евстигнея Фомина (совместная работа столич­ного театра «ТЕНЬ» и струнного ансамбля «Опус-пост» под руководством Татьяны Гринденко). А еще мюзикл-проекты Московской оперетты — «Метро», «Собор Парижской богоматери», «Ромео и Джульет­та». В последнем Бабенко завораживающе играл Смерть и «вводил» в эту роль Николая Цискаридзе. Не знаю, кто из них оказался в этой роли убедитель­ней. Наконец, «Кошки» и блестящее исполнение роли кота Мистофелиса, мюзикл «Маугли», звание лауре­ата «Золотой маски»...

В работе над «Дар-ветром» режиссер А. Бабен­ко сумел объединить исполнителей, подчинить их своей авторской фантазии. Органичен и выбор му­зыкального материала, где использована фантасма­горическая музыка Жозефа ЛоДука, автора саунд-трэков ко многим голливудским фильмам. Музы­ка из «Братства волка» (французского триллера, кассового триумфатора 2001 года) точно соответ­ствует напряженной динамике «Дар-ветра». Спек­таклю созвучны и ее космическая глобальность, и мистическая завороженность, и пронзительная просветленность.

Точность режиссерских решений проявляется и в работе молодых артистов балета Светланы Бабенко, Екатерины Семеновой, Александры Синициной, Олеси Новиковой, Даниила Юсупова, Алексея Харитонова. Заметна не только отменная выучка, но и осмысленное сценическое су­ществование, серьезный драматический подход, увле­ченность...

Александр Бабенко говорит о своем герое: «Дар-ветер — существо не из другого мира, мы видим в нем обычного человека, но и в обыкновенном немало чу­десного...» Этим тезисом и руководствуется талант­ливый режиссер в своей новой работе, созданной в рамках программы «Открытая сцена» Правительства Москвы.

"Музыкальная Жизнь"
Елена Езерская

Смотрите также: