"ДАР - ВЕТЕР" Посланец из космоса
01 июн 2008
Редко кто из постановщиков-неофитов открыто опирается на традиции, еще реже — сознается в преемственности. Но именно этим счастливым исключением стала первая большая режиссерская работа лауреата «Золотой маски», актера и танцовщика Александра Бабенко.
Его спектакль «Дар-ветер» вобрал в себя многие знаковые признаки театральной системности. Его стилистика многомерна и синтетична по форме. Пластика спонтанно-танцевальная и вместе с тем — уже обретшая выверенность классических па.В актерской манере исполнителей тесно переплетены импровизация и точное следование обязательным обрядовым сюжетам.
«Дар-ветер» — спектакль-притча. Ее главный герой — Дар-ветер, посланец из космоса, затеявший невинную игру-эксперимент по созданию существ по образу и подобию своему. Дар-ветер приходит из ниоткуда — из глубин проецируемой на сценический экран вселенной: то сжимающейся до размеров звезды в предвзрывном состоянии, то раскручивающейся спиралью на многие и многие миллионы километров иных миров (компьютерная графика — Виталий Зюльков). Словно человек-паук Дар-ветер пробирается по подпотолочной сетке-паутине (почти цирковой трюк поставлен обладателем «Золотого клоуна» в Монте-Карло Юрием Осиповым).
Спектакль во многом опирается на уникальные возможности исполнителя заглавной роли — Дмитрия Бозина, ведущего актера «Театра Романа Вик-тюка» («Рогатка», «Философия в будуаре», «Осенние скрипки», «Соломея», «Заводной апельсин», «Пробуждение весны», «Рудольф Нуриев», «Дон Жуан», «Мастер и Маргарита», «Сон в летнюю ночь», «Мою жену зовут Морис», «Неотразимая женщина, живущая в нас», «Служанки» и другие спектакли). Харизматичный Бозин наделен той артистической универсальностью, в которой присутствуют все компоненты звездности — прекрасная внешность, выразительность исполнительской манеры и интонаций, пластичность и покоряющее обаяние...
Дар-ветер — существо мифологическое и неоднозначное. Его черное одеяние отчасти сродни костюму героя комикса, из года в год спасающего выдуманный город или все человечество, но одновременно оно истерто, как одеяние пилигрима, вечного странника в поисках истины и справедливости. Художник постановщик Максим Обрезков (костюмы изготовлены под руководством Глеба Винокурова). Дар-ветер созидает жизнь в отдельно взятом уголке космоса, но не готов к последствиям ее развития — дети перерастают отца, изгоняют его и в конце концов созданные нести благо сеют смерть вокруг себя. Дар-ветер осознает, что ошибся, но готов повторить свой эксперимент. Дмитрий Бозин буквально царит на сцене, он не позволяет отвлечься зрительскому вниманию, он собран, эффектен и убедителен в каждом своем жесте.
Еще одна ипостась редкого творческого дара Дмитрия Бозина — поэзия — становится неотъемлемой частью содержательной стороны спектакля. Сюжет «Дар-ветра» приподнимается над прозаической моралью истории, повествующей об отношении отцов и детей, и превращается в почти библейскую легенду о Творце и его созданиях, опираясь исключительно на стихи Дмитрия Бозина. Разнообразные по ритмике, индивидуальные по мелодике, изобилующие сложными, объемными метафорами, насыщенные аллитерациями и чем-то неуловимо напоминающие стилистику русского Серебряного века с ее мистикой и пронзительной лирикой. Красота и своеобычность этих стихов в сочетании с неповторимой актерской интонацией создают на сцене удивительную возвышенную атмосферу.
Артистическое и поэтическое «я» Дмитрия Бо-зина вполне соответствует постановочным принципам режиссера Александра Бабенко, заметной персоны на столичном театральном Олимпе. Москва впервые разглядела его в роли слуги в мюзикле «Полоумный Журден» Геннадия Гладкова. Спектакль из «закрытого» уральского города, показанный несколько лет назад на очередной «Золотой маске», особых восторгов у критиков не вызвал. Но Бабенко заметили, через год он получил приглашение в труппу столичной оперетты, пока еще только в балетную. И одновременно мы увидели его в спектаклях «Русского балета», где он блестяще сыграл, станцевал самого Нуриева в проекте «Нуриев и ничего кроме...», прошедшем на сцене МХАТ имени А.П. Чехова.
Вскоре Бабенко пригласили и на одну из сольных партий в проекте Нины Ананиашвили в балете «Ди-бюк и Леа» в постановке Алексея Ратманского. Потом — заглавная роль в спектакле «Орфей» в музыкальном проекте режиссера Ильи Эпельбаума на музыку Евстигнея Фомина (совместная работа столичного театра «ТЕНЬ» и струнного ансамбля «Опус-пост» под руководством Татьяны Гринденко). А еще мюзикл-проекты Московской оперетты — «Метро», «Собор Парижской богоматери», «Ромео и Джульетта». В последнем Бабенко завораживающе играл Смерть и «вводил» в эту роль Николая Цискаридзе. Не знаю, кто из них оказался в этой роли убедительней. Наконец, «Кошки» и блестящее исполнение роли кота Мистофелиса, мюзикл «Маугли», звание лауреата «Золотой маски»...
В работе над «Дар-ветром» режиссер А. Бабенко сумел объединить исполнителей, подчинить их своей авторской фантазии. Органичен и выбор музыкального материала, где использована фантасмагорическая музыка Жозефа ЛоДука, автора саунд-трэков ко многим голливудским фильмам. Музыка из «Братства волка» (французского триллера, кассового триумфатора 2001 года) точно соответствует напряженной динамике «Дар-ветра». Спектаклю созвучны и ее космическая глобальность, и мистическая завороженность, и пронзительная просветленность.
Точность режиссерских решений проявляется и в работе молодых артистов балета Светланы Бабенко, Екатерины Семеновой, Александры Синициной, Олеси Новиковой, Даниила Юсупова, Алексея Харитонова. Заметна не только отменная выучка, но и осмысленное сценическое существование, серьезный драматический подход, увлеченность...
Александр Бабенко говорит о своем герое: «Дар-ветер — существо не из другого мира, мы видим в нем обычного человека, но и в обыкновенном немало чудесного...» Этим тезисом и руководствуется талантливый режиссер в своей новой работе, созданной в рамках программы «Открытая сцена» Правительства Москвы.
Его спектакль «Дар-ветер» вобрал в себя многие знаковые признаки театральной системности. Его стилистика многомерна и синтетична по форме. Пластика спонтанно-танцевальная и вместе с тем — уже обретшая выверенность классических па.В актерской манере исполнителей тесно переплетены импровизация и точное следование обязательным обрядовым сюжетам.
«Дар-ветер» — спектакль-притча. Ее главный герой — Дар-ветер, посланец из космоса, затеявший невинную игру-эксперимент по созданию существ по образу и подобию своему. Дар-ветер приходит из ниоткуда — из глубин проецируемой на сценический экран вселенной: то сжимающейся до размеров звезды в предвзрывном состоянии, то раскручивающейся спиралью на многие и многие миллионы километров иных миров (компьютерная графика — Виталий Зюльков). Словно человек-паук Дар-ветер пробирается по подпотолочной сетке-паутине (почти цирковой трюк поставлен обладателем «Золотого клоуна» в Монте-Карло Юрием Осиповым).
Спектакль во многом опирается на уникальные возможности исполнителя заглавной роли — Дмитрия Бозина, ведущего актера «Театра Романа Вик-тюка» («Рогатка», «Философия в будуаре», «Осенние скрипки», «Соломея», «Заводной апельсин», «Пробуждение весны», «Рудольф Нуриев», «Дон Жуан», «Мастер и Маргарита», «Сон в летнюю ночь», «Мою жену зовут Морис», «Неотразимая женщина, живущая в нас», «Служанки» и другие спектакли). Харизматичный Бозин наделен той артистической универсальностью, в которой присутствуют все компоненты звездности — прекрасная внешность, выразительность исполнительской манеры и интонаций, пластичность и покоряющее обаяние...
Дар-ветер — существо мифологическое и неоднозначное. Его черное одеяние отчасти сродни костюму героя комикса, из года в год спасающего выдуманный город или все человечество, но одновременно оно истерто, как одеяние пилигрима, вечного странника в поисках истины и справедливости. Художник постановщик Максим Обрезков (костюмы изготовлены под руководством Глеба Винокурова). Дар-ветер созидает жизнь в отдельно взятом уголке космоса, но не готов к последствиям ее развития — дети перерастают отца, изгоняют его и в конце концов созданные нести благо сеют смерть вокруг себя. Дар-ветер осознает, что ошибся, но готов повторить свой эксперимент. Дмитрий Бозин буквально царит на сцене, он не позволяет отвлечься зрительскому вниманию, он собран, эффектен и убедителен в каждом своем жесте.
Еще одна ипостась редкого творческого дара Дмитрия Бозина — поэзия — становится неотъемлемой частью содержательной стороны спектакля. Сюжет «Дар-ветра» приподнимается над прозаической моралью истории, повествующей об отношении отцов и детей, и превращается в почти библейскую легенду о Творце и его созданиях, опираясь исключительно на стихи Дмитрия Бозина. Разнообразные по ритмике, индивидуальные по мелодике, изобилующие сложными, объемными метафорами, насыщенные аллитерациями и чем-то неуловимо напоминающие стилистику русского Серебряного века с ее мистикой и пронзительной лирикой. Красота и своеобычность этих стихов в сочетании с неповторимой актерской интонацией создают на сцене удивительную возвышенную атмосферу.
Артистическое и поэтическое «я» Дмитрия Бо-зина вполне соответствует постановочным принципам режиссера Александра Бабенко, заметной персоны на столичном театральном Олимпе. Москва впервые разглядела его в роли слуги в мюзикле «Полоумный Журден» Геннадия Гладкова. Спектакль из «закрытого» уральского города, показанный несколько лет назад на очередной «Золотой маске», особых восторгов у критиков не вызвал. Но Бабенко заметили, через год он получил приглашение в труппу столичной оперетты, пока еще только в балетную. И одновременно мы увидели его в спектаклях «Русского балета», где он блестяще сыграл, станцевал самого Нуриева в проекте «Нуриев и ничего кроме...», прошедшем на сцене МХАТ имени А.П. Чехова.
Вскоре Бабенко пригласили и на одну из сольных партий в проекте Нины Ананиашвили в балете «Ди-бюк и Леа» в постановке Алексея Ратманского. Потом — заглавная роль в спектакле «Орфей» в музыкальном проекте режиссера Ильи Эпельбаума на музыку Евстигнея Фомина (совместная работа столичного театра «ТЕНЬ» и струнного ансамбля «Опус-пост» под руководством Татьяны Гринденко). А еще мюзикл-проекты Московской оперетты — «Метро», «Собор Парижской богоматери», «Ромео и Джульетта». В последнем Бабенко завораживающе играл Смерть и «вводил» в эту роль Николая Цискаридзе. Не знаю, кто из них оказался в этой роли убедительней. Наконец, «Кошки» и блестящее исполнение роли кота Мистофелиса, мюзикл «Маугли», звание лауреата «Золотой маски»...
В работе над «Дар-ветром» режиссер А. Бабенко сумел объединить исполнителей, подчинить их своей авторской фантазии. Органичен и выбор музыкального материала, где использована фантасмагорическая музыка Жозефа ЛоДука, автора саунд-трэков ко многим голливудским фильмам. Музыка из «Братства волка» (французского триллера, кассового триумфатора 2001 года) точно соответствует напряженной динамике «Дар-ветра». Спектаклю созвучны и ее космическая глобальность, и мистическая завороженность, и пронзительная просветленность.
Точность режиссерских решений проявляется и в работе молодых артистов балета Светланы Бабенко, Екатерины Семеновой, Александры Синициной, Олеси Новиковой, Даниила Юсупова, Алексея Харитонова. Заметна не только отменная выучка, но и осмысленное сценическое существование, серьезный драматический подход, увлеченность...
Александр Бабенко говорит о своем герое: «Дар-ветер — существо не из другого мира, мы видим в нем обычного человека, но и в обыкновенном немало чудесного...» Этим тезисом и руководствуется талантливый режиссер в своей новой работе, созданной в рамках программы «Открытая сцена» Правительства Москвы.
"Музыкальная Жизнь"
Елена Езерская
Елена Езерская