"Выбор в пользу Света"
Мальчишке-непоседе гораздо труднее, чем девочке, стоять у станка, без конца выполняя одни и те же экзерсисы. Неужели балетная школа это был ваш собственный выбор?
Собственный. И абсолютно добровольный. Наверное, я уже родился с желанием танцевать. Во всяком случае, мама не раз говорила, что танцевать я начал ещё до того, как появился на свет. Но любовь к танцу не мешала мне вместе с моими друзьями, такими же взбалмошными одесскими сорванцами, расшатывать нервную систему нашему педагогу по классическому танцу Тамаре Ивановне Стельмах. Это потом мы оценили, сколько сил, любви и таланта она нам отдала. Когда я приезжаю в Одессу, мы обязательно встречаемся, и чувствую она очень рада, что я остался в профессии. Педагогу всегда тяжело осознавать, что ученики, в которых столько вложено, уходят из профессии. Ведь он надеется увидеть в них свое продолжение. Я счастлив, что смог остаться верным своему делу. Ведь можно прикладывать неимоверные усилия и все равно не удержаться на плаву. Можно любить танцевать, но не обязательно становиться профессиональным танцовщиком. У каждого свое предназначение. Мои родители артисты: отец вокалист, мама танцовщица. Так что любовь к искусству передалась мне на генном уровне. Обычно артисты не очень хотят, чтобы дети шли по их стезе. Мои родители очень мудрые люди. Они предоставили мне право решать, что я хочу делать в жизни, и всячески меня поддерживали. Первые шаги в хореографии я делал под маминым присмотром. От нее у меня любовь к народному танцу. В детстве, когда по телевизору показывали концерты ансамбля Игоря Моисеева, Павла Вирского или молдавского ансамбля Жок меня невозможно было оттащить от экрана. У меня до сих пор есть мечта перетанцевать танцы всех народов мира, но на это же жизни не хватит! У многих танцовщиков классического балета пренебрежительное отношение к народным танцам. И напрасно. Ведь столь ценимая ими классика вышла из народного танца. Он же вообще родоначальник хореографии как таковой. В любой танец, какого бы жанра он ни был, вложен, помимо всего прочего, ещё и общечеловеческий смысл, который не зависит ни от эпохи, ни от социального статуса танцовщиков и зрителей. Народный танец, как и народный костюм, это воплощение многоцветья мира. Это же магия по большому счету. Как же можно от такого сокровища отказываться? Многие видят в этом веяние времени, стираются границы, переплетаются культуры. Мне кажется, тут происходит подмена ценностей. Можно родиться в России и потом оказаться хоть в Австралии, хоть в Гренландии. Можно любить джаз или увлекаться румбой. Но при этом не забывать, кто ты, откуда ты родом. Каждый человек это частичка истории своей родины. Потрясения, пережитые нашей страной, многих заставили отмежеваться от прошлого. Но ведь оно не измеряется семьюдесятью годами между Октябрьским перепоротом и распадом СССР. Как можно не любить землю, давшую миру Александра Невского и Сергия Радонежского, Ушакова и Александра Суворова, Ломоносова, Пушкина, Станиславского. К сожалению, очень многим молодым людям эти имена мало что говорят, они плохо знают историю своей страны и, что самое страшное, не хотят знать.
Вы сказали, что мол родившись в России, оказаться в Австралии. Вы родились в Одессе, а оказались Москве.
Так ведь дорожка-то давно наезжена из Одессы в Москву, и обратно. А потом ведь артист это перелетная птица. В нашей профессии очень полезны перемещения по планете.
Согласна. Но все-таки не каждый решится покинуть родные места и начать с нуля в городе, который слезам, как известно, не верит.
С детских лет я не раз оставлял родной город. Хореографическое училище я заканчивал в Кишиневе, потом было много гастролей. После Одессы работал и учился на Урале. А Москва это та вершина, к которой стремился всю жизнь. И, несмотря на все трудности и жесткий отбор, рискнул поучаствовать в этом кастинге и очень счастлив, что не струсил. Хотя многие мои друзья до сих пор спрашивают: как ты мог уехать из такого города?!
И что вы отвечаете?
Так это же Промысел Божий кто к чему предназначен. Но вот по морю я действительно скучаю. Как любой одессит. Море лучшее средство от депрессии. И лучший советчик. И лучший способ привести мысли в порядок. У моря не бывает плохой погоды. Даже зимой, в сумерки, когда волны со злостью быот в берег и мороз подирает по коже, уйти все равно не можешь. Чем-то держит оно тебя. Стихия, которая смывает с тебя все лишнее, выявляя суть.
В какой-то сказке фея обещала героине счастье, если руки её будут неутомимы, как волны морские.
Красивое сравнение. И очень верное. Море ведь не знает ни сна, ни отдыха. А злейший враг человека это лень. Она коварнее, чемкажется на первый взгляд. Можно изо дня в день с ней бороться, а на день расслабишься, и она тебя отбросит назад далеко-далеко.
В вас это профессиональный танцовщик говорит. У вас ведь день у станка не позанимался и уже из формы вышел.
Конечно. К танцовщику это вообще подкрадывается незаметно: сегодня чуть недопрыгнул, завтра ещё чуть, и неожиданно наступает день, когда ты вообще прыгнуть не можешь. Асаф Мессерер до пятидесяти пяти лет на сцену выходил. До пятидесяти не упрощал ни одного элемента, танцевал как в молодости. А когда понял, что дальше упрощать ниже его достоинства, ушел. Каждый танцовщик приходит к этому рубежу. Наш век короток. Но вот как себе сказать: все, ты больше никогда не выйдешь на сцену, не будешь прыгать, не будешь лететь, партнершу на ;два метра вверх уже не подкинешь. Не представляю. Поэтому мне трудно осуждать тех, кто стремится задержаться на сцене как можно дольше.
Танцовщики нередко находят себя в других сценических профессиях. Вы, насколько мне известно, из их числа.
Да, я закончил Екатеринбургский театральный институт. Сначала актерское отделение, а затем и режиссерское у моего любимого мастера, профессора Вячеслава Ивановича Анисимова. И радуюсь тому, что в будущем смогу и разных качествах реализовывать себя на сцене.
И Маугли лучшее тому подтверждение!
Я очень долго ждал такую роль. Долго шел к ней. Это подарок, но из тех подарков, которые надо заслужить. Человек сам кузнец своего счастья. В том числе и творческого. Если работаешь на пределе, то получаешь возможность подняться на следующую ступеньку. Маугли для меня воплотившаяся мечта, роль в которой можно соединить все; вокал, танец, акробатику, актерское мастерство. И при этом точно выстроить логику роли: Владислав Сташинский написал Очень яркую и психологически точную музыку и тем самым уже создал уникальный спектакль. Всем остальным было куда проще под эту стуктуру и эти характеры покладывать свое понимание материала.
Но такие универсальные роли играть очень сложно.
Так это же замечательно. Чем сложнее задача, тем выше азарт. К тому же это очень актуальная сказка. Сегодняшний мегаполис те же джунгли. Джунгли, выжить в которых неимоверно сложно.
Только они не зеленые, а каменные.
Именно. И есть в них свои волки свои, свои шакалы, свои пантеры и тигры. И чтобы выжить среди них, нужно прикладывать невероятные усилия. А если ты хочешь не просто уцелеть, но и добиться чего-то в этой жизни, то вообще надо вывернуться наизнанку. Однако главный итог этой борьбы не в сумме затраченных тобою усилий
А в чем?
Удалось ли тебе сохранить свою душу в этой мясорубке. Маугли удалось. Он вырос среди волков, но остался человеком. Как и многие благородные и великодушные люди, он просто не замечает, что у него есть враги, пока те не рискнут нанести ему удар в спину. Он наказывает обидчиков своего племени, но не озлобляется. Он только восстанавливаег сираведливость, я вижу, что вы шакалы, но людям я вас не выдам, а вот долги раздам, так говорит Маугли. Спектакль детский, а дети, как известно, максималисты, и к понятию справедливость они тоже подходят с этой позиции.
Они понимают, что на самом деле происходит на сцене?
И понимают, и искренне сопереживают происходящему. Иногда они даже пытаются вмешаться в ход сюжета. Справляться с такой ситуацией не всегда просто, но это, по-моему высшая степень доверия зрителя к тому, что делают актеры. И это не менее, а в чем-то даже и более ценно, чем самые престижные награды. Смысл жизни артиста приносить зрителю радость. Это не равносильно веселью, радость порождается разными впечатлениями. Но если спектакль вызывает её в человеке, значит, он снова придет в театр. А в отношении юных зрителей это особенно важно. Ведь кто-то после неудачного спектакля может охладеть к театру на долгие годы, а иногда и на ;всю оставшуюся жизнь. Обычно после какой-то этапной роли актер берет своего его рода тайм-аут .
А вы с головой ушли в новую работу и уже успели дебютировать на сцене ЦДРИ в качестве режиссера.
Дар-Ветер дейстмвительно моя первая самостоятельная режиссерская работа на профессионально сцене. До этого я в основном ставил как хореограф. А& в этой спектакле мне захотелось попытаться переплавить и соединить режиссуру хореографическую и режиссуру драматическую. В основу либретто, созданного молодым талантливым драматургом Асей Дургарян, легли стихи замечательного актера и поэта Дмитрия Бозина. Получилась такая философская притча о взаимоотношениях Человека и Мира, некая модель истории человечества от создания мира до его разрушения, от познания чсловеком Добра и Зла, до выбора между ними. Ведь вся драматургия нашей цивилизации вращается вокруг того, что человек, это чудо природы, может стать и гением добра и гением зла. И от выбора одного человека порою зависят судьбы миллионов, даже миллиардов людей. Все мы — звенья одной цепи. И если ты делаешь выбор в пользу Света, Добра и Красоты, то Тьмы в нашем мире становится чуть меньше
. Беседу вела Виктории Пешкова.