Пресса

"Выбор в пользу Света"

07 июн 2008
"Выбор в пользу Света"

Мальчишке-непоседе гораздо труднее, чем девочке, стоять у станка, без конца выполняя одни и те же экзерсисы. Неужели балетная школа это был ваш собственный выбор?

 Собственный. И абсолютно добровольный. Наверное, я уже родился с желанием танцевать. Во всяком случае, мама не раз говорила, что танцевать я начал ещё до то­го, как появился на свет. Но любовь к танцу не мешала мне вместе с моими друзья­ми, такими же взбалмошными одесскими сорванцами, расшатывать нервную систе­му нашему педагогу по классическому танцу Тамаре Ивановне Стельмах. Это по­том мы оценили, сколько сил, любви и таланта она нам отдала. Когда я приезжаю в Одессу, мы обязательно встречаемся, и чувствую она очень рада, что я остался в профессии. Педагогу все­гда тяжело осознавать, что ученики, в которых столько вложено, уходят из профес­сии. Ведь он надеется уви­деть в них свое продолжение. Я счастлив, что смог остаться верным своему делу. Ведь можно прикладывать неимо­верные усилия и все равно не удержаться на плаву. Можно любить танцевать, но не обязательно становиться профессиональным танцов­щиком. У каждого свое предназна­чение. Мои родители артис­ты: отец вокалист, мама танцовщица. Так что любовь к искусству передалась мне на генном уровне. Обычно артисты не очень хотят, чтобы дети шли по их стезе. Мои родители очень му­дрые люди. Они предостави­ли мне право решать, что я хочу делать в жизни, и всяче­ски меня поддерживали. Первые шаги в хореографии я делал под маминым при­смотром. От нее у меня лю­бовь к народному танцу. В детстве, когда по телевизору показывали концерты ан­самбля Игоря Моисеева, Павла Вирского или молдавского ансамбля  Жок меня невозможно было оттащить от экрана. У меня до сих пор есть мечта перетанцевать танцы всех народов мира, но на это же жизни не хватит!  У многих танцовщиков классического балета пренебрежительное отношение к народным танцам.  И напрасно. Ведь столь це­нимая ими классика вышла из народного танца. Он же вообще родоначальник хо­реографии как таковой. В любой танец, какого бы жан­ра он ни был, вложен, поми­мо всего прочего, ещё и об­щечеловеческий смысл, ко­торый не зависит ни от эпо­хи, ни от социального стату­са танцовщиков и зрителей. На­родный танец, как и народ­ный костюм, это воплоще­ние многоцветья мира. Это же магия по большому счету. Как же можно от такого со­кровища отказываться?  Многие видят в этом веяние времени, стираются грани­цы, переплетаются культуры. Мне кажется, тут происхо­дит подмена ценностей. Можно родиться в России и потом оказаться хоть в Авст­ралии, хоть в Гренландии. Можно любить джаз или ув­лекаться румбой. Но при этом не забывать, кто ты, от­куда ты родом. Каждый че­ловек это частичка исто­рии своей родины. Потрясе­ния, пережитые нашей стра­ной, многих заставили отме­жеваться от прошлого. Но ведь оно не измеряется семь­юдесятью годами между Ок­тябрьским перепоротом и распадом СССР. Как можно не любить землю, давшую миру Александра Невского и Сергия Радонежского, Уша­кова и Александра Суворова, Ломоносо­ва, Пушкина, Станиславско­го. К сожалению, очень многим молодым людям эти имена мало что говорят, они плохо знают историю своей страны и, что самое страш­ное, не хотят знать.

 Вы сказали, что мол родившись в России,  оказаться в Австралии. Вы родились в Одессе, а оказались Москве.

 Так ведь дорожка-то давно наезжена из Одессы в Москву, и обратно. А потом ведь артист это перелетная птица. В нашей профессии очень полезны перемещения по планете.

 Согласна. Но все-таки не каждый решится покинуть родные места и начать с нуля в городе, который слезам, как известно, не верит.

  С детских лет я не раз оставлял родной город. Хореографическое училище я заканчивал в Кишиневе, потом было много гастролей. После Одессы работал и учился на Урале. А Москва это та вершина, к которой стремился всю жизнь. И, несмотря на все трудности и жесткий отбор, рискнул по­участвовать в этом кастинге и очень счастлив, что не струсил. Хотя многие мои друзья до сих пор спрашивают: как ты мог уехать из тако­го города?!

 И что вы отвечаете?

 Так это же Промысел Бо­жий кто к чему предназна­чен. Но вот по морю я действительно скучаю. Как любой одессит. Море лучшее средство от депрессии. И лучший советчик. И лучший способ привести мысли в по­рядок. У моря не бывает пло­хой погоды. Даже зимой, в сумерки, когда волны со злостью быот в берег и мороз подирает по коже, уйти все равно не можешь. Чем-то держит оно тебя. Стихия, ко­торая смывает с тебя все лишнее, выявляя суть.

 В какой-то сказке фея обе­щала героине счастье, если руки её будут неутомимы, как волны морские.

 Красивое сравнение. И очень верное. Море ведь не знает ни сна, ни отдыха. А злейший враг человека это лень. Она коварнее,  чемка­жется на первый взгляд. Можно изо дня в день с ней бороться, а на день рассла­бишься, и она тебя отбросит назад далеко-далеко.

 В вас это профессиональный танцовщик говорит. У вас ведь день у станка не позанимался и уже из формы вышел.

 Конечно. К танцовщику это вообще подкрадывается незаметно: сегодня чуть не­допрыгнул, завтра ещё чуть, и неожиданно наступает день, когда ты вообще прыг­нуть не можешь. Асаф Мессерер до пятидесяти пяти лет на сцену выходил. До пяти­десяти не упрощал ни одного элемента, танцевал как в молодости. А когда понял, что дальше упрощать ниже его достоинства, ушел. Каждый танцовщик приходит к этому рубежу. Наш век короток. Но вот как себе сказать: все, ты больше никогда не выйдешь на сцену, не будешь прыгать, не будешь лететь, партнершу на ;два метра вверх уже не подкинешь. Не представляю. Поэтому мне трудно осуж­дать тех, кто стремится за­держаться на сцене как мож­но дольше.

Танцовщики нередко нахо­дят себя в других сценических профессиях. Вы, насколько мне известно, из их числа.

 Да, я закончил Екатерин­бургский театральный ин­ститут. Сначала актерское от­деление, а затем и режиссер­ское у моего любимого мас­тера, профессора Вячеслава Ивановича Анисимова. И ра­дуюсь тому, что в будущем смогу и разных качествах реализовывать себя на сцене.

 И Маугли лучшее тому подтверждение!

 Я очень долго ждал такую роль. Долго шел к ней. Это подарок, но из тех подарков, которые надо заслужить. Че­ловек сам кузнец своего сча­стья. В том числе и творчес­кого. Если работаешь на пре­деле, то получаешь возмож­ность подняться на следую­щую ступеньку. Маугли для меня воплотившаяся мечта, роль в которой можно со­единить все; вокал, танец, акробатику, актерское мас­терство. И при этом точно выстроить логику роли: Вла­дислав Сташинский написал Очень яркую и психологичес­ки точную музыку и тем самым уже создал уникальный спектакль. Всем остальным было куда проще под эту стуктуру и эти характеры покладывать свое понимание материала.

 Но такие универсальные роли играть очень сложно.

 Так это же замечательно. Чем сложнее задача, тем выше азарт. К тому же это очень актуальная сказка. Сегодняшний мегаполис те же джунгли. Джунгли, выжить в которых неимоверно сложно.

 Только они не зеленые, а каменные.

 Именно. И есть в них свои волки свои, свои шакалы, свои пантеры и тигры. И чтобы выжить среди них, нужно прикладывать невероятные усилия. А если ты хочешь не просто уцелеть, но и добиться чего-то  в этой жизни, то во­обще надо вывернуться наиз­нанку. Однако главный итог этой борьбы не в сумме за­траченных тобою усилий

 А в чем?

 Удалось ли тебе сохранить свою душу в этой мясорубке. Маугли удалось. Он вырос среди волков, но остался че­ловеком. Как и многие бла­городные и великодушные люди, он просто не замечает, что у него есть враги, пока те не рискнут нанести ему удар в спину. Он наказывает обид­чиков своего племени, но не озлобляется. Он только восстанавливаег сираведливость, я вижу, что вы шакалы, но людям я вас не выдам, а вот долги раздам, так го­ворит Маугли. Спектакль детский, а дети, как известно, максималисты, и к понятию справедливость они тоже подходят с этой позиции.

 Они понимают, что на самом деле происходит на сцене?

 И понимают, и искренне сопереживают происходяще­му. Иногда они даже пытают­ся вмешаться в ход сюжета. Справляться с такой ситуа­цией не всегда просто, но это,  по-моему высшая сте­пень доверия зрителя к тому, что делают актеры. И это не менее, а в чем-то  даже и бо­лее ценно, чем самые пре­стижные награды. Смысл жизни артиста приносить зрителю радость. Это не рав­носильно веселью, радость порождается разными впе­чатлениями. Но если спек­такль вызывает её в человеке, значит, он снова придет в те­атр. А в отношении юных зрителей это особенно важно. Ведь кто-то после неудачного спектакля может охладеть к театру на долгие годы, а иногда и на ;всю оставшуюся жизнь. Обычно после какой-то этапной роли актер берет своего его рода тайм-аут .

 А вы с головой ушли в новую работу и уже успели дебютировать на сцене ЦДРИ в качестве режиссера.

 Дар-Ветер дейстмвительно моя первая самостоятельная режиссерская работа на профессионально сцене. До этого я в основном ставил как хореограф. А& в этой спектакле мне захотелось попытаться переплавить и соединить режиссуру хореографическую и режиссуру драматическую. В основу либретто, созданного молодым талантливым драматургом Асей Дургарян, легли стихи замечательного актера и поэта Дмитрия Бозина. Получилась такая философская притча о взаимоотношениях Человека и Мира, некая модель истории человечества от создания мира до его разрушения, от познания чсловеком Добра и Зла, до выбора между ними. Ведь вся драматургия нашей цивилизации вращается вокруг того, что человек, это чудо природы, может стать и гением добра и гением зла. И от выбора одного человека порою зависят судьбы миллионов, даже миллиардов людей. Все мы — звенья одной цепи. И если ты делаешь выбор в пользу Света, Добра и Красоты, то Тьмы в нашем мире становится чуть меньше

. Беседу вела Виктории Пешкова.

Смотрите также: