Но спустись на дно
Пряча в струнах смех
Сделай звук вином
Сокруши мой трон
Адским скрипачом
Станешь без помех…
Эти строки из песни «Игра с огнем» группы «Ария» идеально характеризуют мистическую рок-драму «Паганини», которая 28 мая по-рокерски страстно и ярко прошла на сцене Культурный центр «Строгино» . Спектакль представил Театр Пластики и Драмы под управлением режиссера и хореографа Александр Бабенко . За музыкальное сопровождение отвечала группа РОК-ТЕАТР. Спектакль поставлен на основе пьесы Владимира Балашова «Легенда о Паганини», и повествует о том периоде жизни великого скрипача, когда он жил в Тоскане, увлекался садоводством, игрой на гитаре и был влюблен.
Больше всего на меня произвело впечатление то, что в спектакле про скрипача не было скрипки! Удивительно! Вернее, мы слышим скрипку в записи, разговоры о ней, но как таковая на сцене она не присутствует. Паганини держит в руках гитару, а скрипка только воображаемая. Наверное, от того, что он и без инструмента мог создавать прекрасную музыку. В финале актеры нам рассказали несколько интересных фактов из биографии музыканта. Однажды, на концерте, ему подрезали струны недоброжелатели. Порвались три, осталась только одна в сохранности, но и на одной струне Паганини играл так вдохновенно и увлеченно, что никто из зрителей ничего не заметил. Говорили, когда он играл на одной струне, казалось, что их четыре, а когда инструмент был исправен, будто звучат две скрипки одновременно. Вот поэтому и возникал вопрос у завистников, кто он, этот гений, Ангел или Демон, свет или тьма наделили его таким даром.
Музыка окутывала весь спектакль, разная, от классики до рока. А какой мощный был рок! Песни группы «Ария» и «Кипелов» влились максимально гармонично в сюжет. Для меня это был новый взгляд и прочтение знакомых хитов. Теперь стало совершенно понятно, о чем песни. Они как будто написаны специально для этой постановки, вплетены в повествование. Я с нетерпением ждала очередной арии. Стихи и текст в исполнении Дмитрия Бозина (заслуженный артист России), Константина Скрипалева (лауреат международных вокальных конкурсов) и Софьи Торосян (лауреат международного театрального форума «Золотой витязь») звучали прекрасно и эмоционально, но живая музыка и вокал группы Рок-Театр делали постановку настоящим классным, наполненным мюзиклом. Много узнаваемых роковых композиций и игры света – ощущение присутствия на масштабном концерте. На сцене было много света и дыма много брутальных мужчин и одна хрупкая, нежная девушка. Пели все действующие лица. Мы услышали эмоциональное, зажигательное исполнение и от Маэстро Никколо Паганини, роль которого исполнял Скрипалев, и от отца Винченцо, его роль досталась Бозину, и от прекрасной Беатриче в исполнении милой Софьи.
Суть сюжета в том, что музыкант на время скрывается от общества, уезжает в итальянскую Тоскану и устраивается садовником к молодой вдове, где работает не узнанным в течении 2-х лет под именем Луиджи. Он занимается земледелием и пишет музыку для скрипки и гитары. В этот период создано 12 концертов. И вот спустя время он раскрыт отцом Венченцо, который некогда, до принятия сана тоже был скрипачом. Более того, оба музыканта учились у одного мастера, но, когда Венченсо понял, что не сможет превзойти искусство Никколо, не смог с этим смириться, бросил не только музыку, но и ушел от мирской жизни в целом, принял церковный сан, стал священником. Однако зависть и месть не отпускали его. Когда появилась такая возможность, решил поквитаться с соперником, тем более был тайно влюблен в ту же женщину, что и Паганини. Предметом их чувств стала одинокая хозяйка имения Беатриче. Она отвечала взаимностью Маэстро, даже не догадываясь, кто он на самом деле.
Дмитрий Бозин воплотил в своем образе все коварство и зло, не было сомнений, кто здесь злодей — мимика, жесты, пластика олицетворяли все людские пороки. Было интересно слушать рок-хиты в его исполнении. Это в новинку для меня, хотя слышала пение Дмитрия ранее, но в другом стиле. Именно он был обвинителем и подозревал в сговоре с Дьяволом великого музыканта. В тоже время уговаривал Беатриче отречься от любви и уйти в монастырь, чтоб девушка не досталась ни ему, ни сопернику. Софье прекрасно удалось выразить метания и душевные терзания героини, которой предстояло сделать выбор между любовью и спасением души. Долгое время не решалась она сделать выбор, но в итоге отпустила Паганини творить великолепную музыку, дарить людям прекрасное искусство, оставшееся в веках. Музыкант был готов пожертвовать всем, отказаться даже от своей скрипки ради мгновений с любимой. Любовь превыше всего, даже музыки, но девушка не могла позволить миру потерять такого уникального гения, и настояла на возвращении Никколо к делу всей его жизни. Творец должен быть одинок. Я впервые видела Константина Скрипалева на сцене, и была покорена его голосом и умением перевоплощаться. Он был настоящая легенда, рок-звезда, глубокий и одухотворенный, умеющий чувствовать по-настоящему, передал все тонкости и грани характера своего героя.
Любовь великая сила, вечный двигатель всего сущего. Эту мысль удалось выразить режиссеру в спектакле. А еще я однозначно ответила на свой вопрос. Паганини был Ангелом, а не Демоном. Все демоны отступили перед его величием. Отец Венченцо перестал бороться и тоже преклонился перед талантом, настолько широка и открыта была душа музыканта. Об этом говорит даже то, что после смерти скрипач завещал всю свою богатую коллекцию музыкальных инструментов другим музыкантам-современникам. Он считал, что музыка должна звучать, что инструменты должны жить, а не пылиться на музейных полках. Это был великий человек. Это был прекрасный спектакль в душевном, уютном и комфортном зале КЦ Строгино.
Закончить хочу еще несколькими словами песни Валерия Кипелова «Потерянный Рай», которые звучали со сцены:
Засыпай, на руках у меня засыпай
Засыпай под пенье дождя
Далеко, там, где неба кончается край
Ты найдешь потерянный рай…
Автор Юлия Воропаева, фотографии автора, Кристины Яшиной, Елены Свиридовой и Юлии Подвиг можно посмотреть здесь, а фотографии Галины Глухоманюк можно увидеть здесь
Ссылка на первоисточник: http://musicalstar.ru/spektakl-paganini-v-stile-rok-obnovlennaya-rezhisserskaya-rabota-aleksandra-babenko/